Персональный интерьер

А каким изначально виделось ему предполагаемое жилище? Прежде всего, это должна была получиться квартира для одного человека. И приспособленная именно под его образ жизни и привычки. Архитекторы приняли во внимание все пожелания клиента и реализовали их. Врезультате посторонним людям здесь что-то может показаться странным и непривычным. Но ведь все пришедшие сюда — не более чем гости. А хозяин чувствует себя в новой квартире как рыба в воде. Это ли не главное?

Возьмем, например, домашний кинотеатр. Кому-то, может быть, покажется, что телевизор с большой диагональю расположен слишком близко к дивану. А хозяина квартиры устраивает именно такое расположение. Человек, севший на диван, попадает в специфическую атмосферу релаксации. Нет, он ничем не отделен от пространства гостиной. Но своеобразная перегородка — не то колонна, не то стенка, у которой стоит телевизор, — ограничивает поле его зрения, делая этот уголок квартиры обособленным, а значит — укромным и уютным.

Заслуживает, кстати, удивления обилие функций, которые архитекторы «навесили» на эту «ширму» с полками. Она психологически отделяет зрителя от сует жизни и погружает в мир «телегрез» — раз. Закрывает от обзора не самую эстетичную тыльную сторону радиоаппаратуры с соединительными проводами — два. Три: на полках расставлены книги и компакт-диски. Четыре: одна из полок на той стороне, что обращена к коридору, может использоваться для мелких вещей, которые должны быть всегда под рукой (например, ключей). Пять: переступивший порог квартиры человек из прихожей не видит всего пространства гостиной, она раскрывается перед ним только из кухни — перегородка способствует реализации «архитектурного сценария для гостей», постепенному нарастанию зрительных впечатлений. Ну, и еще одно, может быть, главное значение этой сверхуниверсальной стенки: она играет роль краеугольного камня зонирования, располагаясь на границе прихожей, кухни и гостиной. Второй акцент, показывающий границу между гостиной и кухонной зоной, — барная стойка. О ней следует сказать особо.

В романах Карлоса Кастанеды присутствуют рассуждения о «местах силы», которые каждый человек будто бы может найти для себя в любом помещении. Здесь «место силы» для хозяина видно невооруженным глазом, для того чтобы его найти, не надо обладать магическими способностями — достаточно художественного вкуса. Прозрачный круг стола, по периметру которого загибается деревянный вираж стойки, а надо всем этим — композиция, состоящая из фрагментов кругов и колец. Впервый момент она вообще не воспринимается как функциональная вещь. Сочетание вертикальных и горизонтальных, стеклянных и деревянных, массивных и ажурных элементов напоминает традиционное для архитекторов упражнение на комбинирование в одной композиции различных форм и материалов. Это — центр всей квартиры, место для хозяина и его ближайшего круга. Отсюда он может обозревать свои владения за чашкой кофе и радоваться тому, как подходит ему жилище, — словно костюм, сшитый точно по мерке. На расстоянии вытянутой руки — кухня, в двух шагах — бывшая лоджия и окна с видом на город. Можно обойти стойку по кругу, с увеличением радиуса его траектория унесет человека на иную орбиту комфорта — через «телеуголок» и прихожую — к санузлу с гидромассажной ванной и к спальне…

 Может быть, слишком громко будет назвать барную стойку шедевром в нынешнем значении этого слова, но средневековое значение к ней подходит очень. В старину шедевром называли образец изделия, который ремесленник выполнял для того, чтобы его считали настоящим мастером, в этом образце он показывал все свое умение. Внимание пришедшего в квартиру гостя сразу же приковывается к декоративным элементам стойки. Она с первого взгляда сигнализирует, что в квартире работали настоящие профессионалы — и те, кто задумал этот примечательный объект интерьера, и те, кто воплотил замысел в жизнь.

В КОПИЛКУ ИДЕЙ

Проекция из будущего. Это было в фильме Стивена Спилберга «Особое мнение». Том Круз, сосредоточенно вглядываясь в переплетение линий, изучал базу данных, парадоксально висящую перед ним прямо в воздухе. Маленькими звездами светились сенсорные датчики, закрепленные на ткани перчаток. Стремительное движение рук, похожее на пассы фокусника, управляет сменой кадров на экране, точно так же как и система управления — висящим в воздухе потоком информации. Фантастика…

Реальность. Маленькая квартира в Москве. Наши дни. Рука, привычно нащупывающая выключатель, нерешительно замирает. Панель с несколькими клавишами и терморегулятором теплого пола, кажется, просто висит в воздухе. Белое пластиковое обрамление, словно облако, окружает выключатели. Боковое зрение шокировано перспективой уходящей в полумрак комнаты. В глубине угадывается силуэт рояля. За считанные мгновения приходит осознание того, что футуристическая иллюзия — результат достаточно смелого и, без сомнения, оригинального дизайнерского приема. Авторы интерьера не стали выбирать между огромным, во всю стену, зеркалом и наиболее удобным местом для размещения блока выключателей. Благо современные технологии позволяют вырезать в стекле абсолютно ровный прямоугольник. Так и появился на свет материальный отголосок фантазий Филиппа Кей Дика.

У архитектурной студии «МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ» давно сформировался круг мастеров всех нужных специальностей, а также проверенных фирм, которые выполняют различные заказы на ее объектах. Традиционное партнерство дает возможность надеяться на то, что вся «столярка», все изделия из металла, стекла и т. д. не просто окажутся высокого уровня качества, но и будут идеально соответствовать замыслу архитекторов. Изгиб барной стойки дополняется изгибом нескольких располагающихся над ней поверхностей, которым, в свою очередь, вторит рельеф потолка. Сочетание дерева, стекла и металла завораживает, создавая, в целом, впечатление какой-то сложной, но при этом легкой и ажурной композиции. А стоит за окнами чуть стемнеть, как многочисленные светильники (вариантов включения которых множество) начинают вносить свою ноту в причудливую игру теней и света. Немаловажно и то, что барная стойка, по сути дела, — объект прозрачный и лишь «обозначает» зонирование, не мешая воспринимать гостиную и кухню как единое помещение студийного типа.

Впечатление эксклюзивности, необычности всей квартиры — заметим, что его прямо-таки генерирует стойка — дополняет круглый стеклянный столик. Он тоже сделан на заказ и по диаметру как раз соответствует тому месту, которое ему приготовили на кухне — с внутренней стороны барной стойки. Впрочем, столик поставлен на колесики, а стулья легко складываются, так что все вместе обладает максимальной степенью мобильности. Например, можно переместить столик к окну — туда, где раньше была лоджия, а теперь образовалось дополнительное светлое помещение, которое со временем может превратиться в настоящий зимний сад. Огромные окна дают прекрасную возможность любоваться романтичной панорамой старого московского района.

А если, насмотревшись на осенний пейзаж, оглянуться и кинуть взор на гостиную, то стена за «телеуголком» словно бы растворится. Вместо нее мы увидим еще одно окно, которого там, разумеется, нет. Окно отражается в дверцах зеркального шкафа, подсказывая нам, как архитекторы сумели «раздвинуть» границы квартиры. Да, для одного человека тут вроде бы было достаточно квадратных метров. Но одно дело — площадь, а другое — ощущение свободного пространства. Создать последнее в маленькой квартире достаточно сложно. Тем более что потолки и так-то были не очень высокими, да еще стали чуть-чуть ниже после выполнения качественной стяжки и укладки пакета и плитки. Что ж, Америки здесь никто не открыл, но зато как мастерски архитекторы воспользовались известными приемами!

Какими приемами? Во-первых, объявлена вне закона вся корпусная мебель. А то, от чего избавиться было нельзя, максимально замаскировано — скажем, холодильник нашел свое место в нише на бывшей лоджии. И до кухни недалеко, и совершенно незаметно. Во-вторых, многочисленные вещи убираются в шкафы-купе с зеркальными дверцами. Это сделано и в гостиной, и в спальне, причем в обоих случаях зеркальные дверцы располагаются параллельно окнам. Зеркала зрительно расширяют пространство и насыщают его светом, который отражают. В гостиной за отражающими плоскостями прячется не только шкаф, но и маленькая кладовочка.

Спальню архитекторы постарались максимально освободить от отдельно стоящей мебели, функции которой берут на себя шкаф в нише и полки-ниши на стене напротив кровати. Полочки играют декоративную роль, оживляя пространство стены, и одновременно помогают пристроить сувениры. Для настоящего художника нет мелочей, и авторы проекта делают деревянные детали полок сочетающимися по цвету с деревом пола. Такие же цветовые аналогии можно увидеть в оформлении кровати, подушек и штор. А тюль на окнах, чтобы соответствовать этому насыщенному бордовому тону, имеет розоватый оттенок.

Цвет также способствует созданию ощущения свободного пространства. Для этого осуществлена, в частности, специальная окраска стен и потолка, подчеркивающая их взаимопроникновение. Задняя часть стены внутри полок-ниш окрашена в тот же белый цвет, что и потолок, и это зрительно отодвигает всю стену от зрителя. Однако иллюзии иллюзиями, а большую двуспальную кровать (а она занимает значительную часть маленькой комнаты) никуда не денешь. Увы, архитекторы — не ученики Дэвида Копперфильда, у них другая специальность, дематериализацией предметов они не занимаются. Да и раскладным диванчиком в спальне ограничиваться не хотелось — запросы хозяина квартиры предполагали максимальный уровень комфорта. А чтобы свободное место не ограничивалось проходом вокруг кровати, в спальне появился «довесок» в виде бывшей лоджии. Это место, где можно, к примеру, почитать перед сном или посмотреть на вечерний город.

Обилие зеркал и отсутствие корпусной мебели — приемы известные. Но есть у авторов проекта и свои секреты, более тонкие хитрости, которые работают на ту же самую задачу — чтобы квартира зрительно казалась просторной, чтобы стены не давили на хозяина и гостей. Кпримеру, рисунок плиточного пола (гигантские квадраты) в прихожей и зоне кухни несколько меняет масштаб нашего восприятия, придает небольшим помещениям монументальность. Это у наших ног. А наверху — нарочито усложненные, как бы теряющиеся в перспективе мелкие детали, стеклянные поверхности и блестящие кронштейны барной стойки, ниши, светильнички, раздвигающие пространство над головой. И в целом — ощущение простора и насыщенности различными архитектурными формами, каждая из которых имеет и функциональное назначение.

А теперь давайте заглянем в санузел. Он облицован разными видами плитки. Основная поверхность стен светлая, но есть и вертикальные полосы из темно-коричневой фактурной плитки с «этническим» рельефом. Полосы зрительно выдвигаются вперед, а стены, наоборот, отодвигаются. Строгие линии коричневой плитки подчеркивают геометрию стен, а стеклянные вставки и полочки из традиционного для этой квартиры голубоватого стекла смягчают их суровость. Санузел кажется более просторным, чем на самом деле, хотя он и сам по себе не маленький для такой квартиры.

Здесь мы вновь сталкиваемся с тем, как архитекторы учли образ жизни хозяина. Было решено скроить один полноценный санузел из мелких «обрезков нежилой площади» — ванной комнаты, туалета, встроенного шкафа и значительной части нефункционального коридора перед спальней. В итоге вместо стандартной — просторная угловая гидромассажная ванна, а кроме всего остального необходимого сантехнического оборудования сюда влезли еще душевая кабина, стиральная машина, шкафчик для разных мелочей и располагающийся в нем бойлер. Более того, благодаря прихотливой форме стенки, часть площади санузла отдана спальне — там, в этой нише, располагается встроенный шкаф.

В который раз мы можем убедиться, что для небольших квартир квалифицированное вмешательство архитекторов просто необходимо. Здесь нет пространства, которое говорило бы само за себя, его нужно создать. Создать, функционально, грамотно и с фантазией используя буквально каждый квадратный сантиметр. И при этом не забывая об общем впечатлении, которое квартира должна производить. Ведь в единстве художественного и функционального и заключается подлинный смысл архитектуры вообще.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s